ОБ НП АНО АРТ

Операторы, входящие в состав НП АНО АРТ и партнёры правообладатели
дата присвоения ОГРН 4 февраля 2014 года

Год Количество операторов участников Количество правообладателей Количество ТВ каналов
2014 - - -
2015 6 2 22
2016 9 6 25
2017 9 6 25
2018 10 11 37
2019 10 14 39
2020 10 18 44
2021 10 20 46
2022 11 22 61

Основные направления сотрудничества в рамках НП АНО АРТ это оптимизация затрат на формирование и предоставление услуг кабельного телевидения, доступа в интернет и затрат на персонал. География участников НП АНО АРТ - операторы из Москвы, Московской области, Ярославль, Ярославская область, Тверская область и из новых российских регионов: Республика Крым и г. Севастополь.

Предпосылки и цели создания НП:
Исторически сложилось, что самая большая статья затрат у операторов - это оплата труда (от 25 до 50% выручки), чтобы обеспечить достойный уровень сервиса. Низкий уровень цифровизации и автоматизации отдельных бизнес процессов, невозможность «автоматизации» отдельных видов работ. Данный вид «затрат» очень сложно поддаётся «оптимизации», а в условиях непрерывного инфляции и роста зарплат даже сохранения их на определённом уровне требует достаточно больших усилий и вложений.

Вторая статья затрат это закупка контента и отношения с правообладателями.
Многие операторы формировали свои пакеты ТВ каналов для аналогового телевидения начиная с 90-х годов прошлого века, бум развития операторов кабельного телевидения пришёлся на двухтысячные годы с 2000 по 2012. В начале формирования наблюдался большой дефицит контента для сетей КТВ, поэтому операторы брали фактически все имеющиеся ТВ каналы на рынке, это задавало тренд на рынке, т.е. при строительстве параллельных сетей новые операторы ориентировались на пакеты, тех, кто раньше запустил сети и были вынуждены включать весь набор телеканалов. Технологический прогресс (ГС работающие канал в канал и появление оптических распределительных сетей) позволял использовать до 103 ТВ частот (http://alltec.ru/spravochnik/tablitsa-chastot-dlya-tsifrovogo-veshhaniya-dlya-setki-chastot-oirt ), за вычетом поражённых с эфира (УКВ ФМ, аналоговых каналов с ОРТПЦ с большой мощностью).

Каждый оператор старался максимально использовать свой частотный ресурс и брал максимально возможное количество ТВ каналов в свои сети. На определённом этапе многие операторы достигли технического предела своих возможностей и это на некоторое время остановило процесс увеличения количества ТВ каналов в сетях операторов. Но данный барьер просуществовал недолго, появились цифровые технологии и увеличение ТВ каналов продолжилось. Правообладатели воспринимали права на цифровое вещание, как «премиальный» продукт с соответствующим ценообразованием. Естественно в цифре был дубль аналога, но из-за возникшего «в очередной раз» дефицита контента, многие операторы для включения ТВ каналов в цифровые пакеты прописывали включение в аналог, по разным причинам. Это привело к формированию «в среднем» к следующему пакету ТВ каналов: 60+ аналоговых и 150-250 цифровых ТВ каналов. Финансовая нагрузка на операторов, в разрезе отдельных услуг, особенно аналогово кабельного ТВ оказалась достаточно высокая (выше 100 руб на абонента). Затраты на контент - это вторая статья затрат операторов на предоставление услуги.

Многие операторы делали попытки сократить затраты на ТВ контент, особенно небольшие операторы, для которых стоимость ТВ каналов в разы выше чем для средних операторов и на порядки выше, чем для крупных федеральных операторов. Проблему «недоотчётности» операторов периодически поднимают правообладатели, ведут борьбу с этим, что создаёт существенные риски для операторов, использующих данный метод снижения издержек.

Так же стоит обратить внимание на стагнацию, а при предоставлении моноуслуг и сокращение абонентской базы кабельного телевидения. Прошло несколько волн сокращения абонентской базы, связанные с запуском: спутникового вещания, эфирного цифрового вещания, запуском и агрессивным продвижением услуг OTT вещания и онлайн кинотеатров, увеличением парка телевизоров с поддержкой SmartTV, уходом рейтингово контента в интернет и т.п.
Отдельно стоит выделить ситуацию с IPTV провайдерами и операторами мультисервисных сетей (кабельного телевидения и сетей доступа в интернет). Правовая и понятийная путаница в предоставления услуг IPTV и OTT. Правообладатели заняли позицию, что это отдельный премиальный рынок и своей ценовой политикой, по сути, вынудили средних и небольших провайдеров IPTV заключать договора с «агрегаторами контента», что несёт значительные риски для операторов и потере доходов для правообладателей.

В 2014 году чётко обозначился тренд на снижение интереса к аналоговому телевидению и росту интереса к цифровому кабельному телевидению и IPTV. Данный тренд подкреплялся данными по росту количества парка цифровых телевизоров в домохозяйствах. По нашим исследования, у трети наших абонентов был хотя бы 1 телевизор с возможностью приёма цифровых ТВ каналов, без дополнительных устройств (приставок). С этого момента мы задумались о «пересмотре роли» аналогово пакета в затратах операторов. Дальнейшие «законодательные» инициативы, только подтвердили наши выводы: вещание обязательного пакета из 22 ТВ каналов, увеличение стоимости лицензии до 1 млн. руб.

Ещё раз, предпосылками создания НП АРТ стали чисто экономические причины, вопросы выживания:
- понимание необходимости снижения/поддержания затрат на оплату труда в условиях постоянной инфляции и роста зарплат на рынке труда, при неизменном/более высоком уровне клиентского сервиса
- пересмотр роли услуги аналогового вещания из-за непропорциональной финансовой нагрузки, при формировании аналогового пакета ТВ каналов (более 100 руб на абонента)
- пересмотр роли цифровых пакетов и финансовой нагрузки при их формировании

При этом мы изначально не рассматривали варианты решений данных вопросов вне правового поля РФ, т.е. мы изначально исключили для себя методы «оптимизации» за счёт «недоотчётности», «серых платежей», запуск услуг «в серой зоне» и тому подобное.

От идеи работы с «агрегаторами» контента мы сразу отказались из-за проблем с передачей персональных данных абонентов и рисках потери абонентской базы.

Для решения данных задач мы (учредители НП, независимые операторы из разных регионов РФ) приняли решение учредить НП (некоммерческое партнёрство). По-нашему мнению это оптимальная форма сотрудничества независимых операторов. Дата регистрации НП АРТ 04.02.2014. http://art-np.ru/

Далее у нас год ушёл на поиск путей решения, поставленных нами, во многом «взаимоисключающих» целей и задач, технических и юридических решений организации сотрудничества как между участниками НП, так и с внешними участниками рынка и регуляторами. В июне 2015 года в рамках НП начали работать 3 оператора с абонентской базой 40 тыс. абонентов с географией: Ярославль, Москва, Зеленодольск. На конец 2022 года в НП уже было 11 операторов с абонентской базой более 200 тыс. абонентов и с более обширной географией участников.

В ходе увеличения числа участников НП появилось:
- понимание необходимости сотрудничества в плане обмена трафиком и ресурсами через сеть интернет (доставка ТВ каналов через публичную сеть интернет и др) и пиринговыми отношениями между участниками http://volga-ix.ru/

    Напишите нам свои контакты
    и мы перезвоним Вам